Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного кризиса России
Страница 19

Остается открытым вопрос, какая деятельность объединяет коллективный субъект, которому мы присваиваем определенный менталитет? Группе, объединенной приверженностью определенной религии, мы присваиваем менталитет на основании очевидно ритуалов как деятельности, в которых они воплощают религиозный образ мира. Этнической группе мы присваиваем определенный менталитет на основании поддерживания определенных традиций, как вида деятельности, воплощающих этнический образ мира. Социальной группе, присваиваем менталитет на основе той деятельности, которую они совершают. Но тогда любой, даже временной группе можно присвоить менталитет. Правомочно ли это?

Данное положение можно интерпретировать, опираясь на концепцию Бытия М. Хайдеггера. «Сущность Dasein состоит в его Zusein» []. Это переводиться так, что вот-бытие имеет быть, то есть должно осуществиться. То есть бытие не фактуально, существует как факт, а актуально, следовательно, должно актуализировать бытийные возможности [Л.Е. Бляхер с. 13]. Менталитет как часть со-бытия людей всегда потенциал возможностей решений коллективного субъекта. Менталитет может быть определен в группе, которая сделала выбор в пользу определенной активности, деятельности и выполняет ее совместно довольно долгое время, но вместе с тем, это и группа, которая имеет ценнотно-смысловое единство в определенном времени и пространстве не всегда соелиненном. «Время не есть. Время имеет место. Место, вмещающее время, определяется из отклоняюще-отказывающей близости» [М. Хайдеггер]. Следовательно, всякий менталитет определен актуально в определенном месте времени. «То, чем определяются оба, время и бытие, в их собственное существо, т. е. в их взаимопринадлежность, мы называем: событие» [М. Хайдеггер].

Понятие события открывает более широкие перспективы в понимании коллективного субъекта, исходя не только из совместной деятельности, активности, но и из ценностно-смыслового единства, порождающего совместное мышление, отношение, культурное пространство, совместное бытие, бытие возможного.

Таким образом, условиями, при которых коллективный субъект порождает менталитет можно перечислить следующие: активность, деятельность, социальное движение, пространство культуры, время, со-бытие.

Атрибутированность коллективного субъекта разворачивается в пространстве возможного. Многие авторы [] определяют менталитет как нечто застывшее, неизменяемое. Коллективный субъект никогда бы не был субъектом, если бы его субъектность была статичной. Хотя коллективный субъект и входит в заранее определенный мир, который его детерминирует, но именно в нем сталкивается с Другим. Здесь по М.М. Бахтину и происходит столкновение смыслов. При этом мир становится «непрозрачным», отражает свою непохожесть, коллективный субъект осознает свою отличность от другого, его иную реальность. Субъект – это человек «способный влиять на бытие других» (Е.Б. Старовойтенко) [с. 466]. И именно в этой позиции отличности от другого коллективный субъект может вступить в диалог с иным миром, который вызовет эффект самодостраивания в Другом, породит иные смыслы, которые могут войти в менталитет коллективного субъекта (феномен смыслопередачи). В этом и проявляется событие коллективного субъекта. От того, как коллективный субъект презентирует себя в пространстве события зависит как он атрибутирует свой менталитет, качественно его предъявляет. Полагаясь на положения И. Фихте, М.М. Бахтина о том, что свое Я всегда достраивается в Другом, можно заключить, что атрибутирование менталитета коллективного субъекта есть всегда процесс незавершенной возможности. Менталитет коллективного субъекта достраивается в Другом. Это пространство Другого и есть «пустое пространство» (пустое виртуально, которое постоянно наполняется новым), в котором менталитет как культурный артефакт не теряет своей целостности. Однако представляет собой открытую систему. В этом пространстве происходит столкновение официальных смыслов, принятых большинством, и личных в интерсубъективной реальности, а также смыслов Другого. Что перевесит – это зависит от множества факторов. Следовательно, идея коллективного субъекта рожденная как идея внутренней представленности в субъекте, вынесенная во вне в лоне деятельностной концепции и возвращенная в пространство Другого, то есть в субъекта в новом прочтении.