Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного кризиса России
Страница 5

Необходимо отметить, что А.П. Огурцов считает, что параллельно с исторической школой в философско-антропологической школе ученые подошли к проблеме онтологии менталитета. М. Хайдеггер выделял фундаментальные, априорные (предшествующие, независимые от опыта) структуры человеческого бытия. М. Фуко описал априорные дискурсивные формации, предопределяющие опыт и поведение человека и социальных групп. А.П. Огурцов пишет: «То, что такие объективно-духовные структуры существуют, что они задают фундаментальные системы отсчета и расчленения индивидуальному и групповому опыту и сознанию, вряд ли кто-то может в этом сомневаться» []. Таким образом, философская антропология доказала наличие объективного бытия менталитета как объективно-духовной структуры.

Сегодня менталитет признают «понятийной новацией гуманитарного знания» (А.Я. Флиер). Настоящий этап развития категории «менталитета» связан с определением истоков бытия менталитета. А.П. Огурцов видит дилемму между двумя видами бытия: социокультурного и национального. «Третий этап становления категории ментальность связан с адаптированием последней психологией, социологией, этнологией и другими конкретными дисциплинами гуманитарного профиля, дающими собственное определение данному понятию. В этих условиях появляется необходимость социально-философской рефлексии и последующего упорядочивания и систематизации существующих концепций. Иными словами, происходит как бы «второе отрицание» – своеобразный возврат в лоно философии ранее отторгнутой категории, которая, обогатившись историческим содержанием, обрела новую значимость и потому настойчиво требует построения социально-философской теории ментальности» []. На третьем этапе мало оформленная категория «менталитет» появляется в психологии, а именно в этнопсихологии, политической и исторической психологии.

Сегодня понятия «ментальность», «менталитет» получили официальное представительство во многих словарях, но остаются открытыми для наполнения новым содержанием. В табл. 1.1. представлены различные центральные составляющие определения менталитета или ментальности различными авторами. Нам представляется, что эти понятия синонимы.

Таблица 1.1.

Определения понятий «ментальность», «менталитет»

Этимо

Логия

Система образов

Представления

Основа образа жизни

Уровень общественного сознания

Память народов прошлого, коды

Авторы

Ж.Дюби, А.П. Огурцов, В.И. Кабрин

Р. Шприндель

Ж.Дюби, А.В. Петровский, И.Г. Дубов, А.П. Огурцов

В.С. Барулин

А.Я. Гуревич, С.Э.Крапивенский

И.К.Пантин, Корж, В.П. Бех,

Э. Шулин, Пушкарев

Этимо

Логия

Стиль, тип, способ мышления, умственная оснастка

Национальный образ мира

Стереотипы поведения

Способы видения мира

Способы действования

Авторы

Л.И. Сименникова

Р.А.Додонов, Вебстер, А.Я.Гуревич, Krech, Дж., Чаплин, П.Динцельбахер, А.К.Белоусова

Г.Д.Гачев

Ф. Граус,

Г. Теленбах,

А.В.Петровский, Б.С.Гершунский, Л.Н.Гумилев, Г.М.Андреева

В.В.Колесов, Л.Февр

Р. Шприндель В.В.Колесов

Этимо

Логия

Навыки сознания в истории

Совокупность символов

Система ценностей

Глубинные основания мировосприятия, мировоззрения

Душа культуры, склад души

Авторы

М.Блок, Л.Февр, В.А.Шкуратов, А.Я. Флиер

М.А.Барг, Дж.Мид

И.Г.Дубов, К.Ясперс

В.Г.Нестеренко, Б.С.Гершунский, П.Динцельбахер

О.Шпенглер, Г.Г.Шпет,

Ю.М. Каныгин

Этимо

Логия

Духовные качества общества

Национальный характер

Эмерджентное ментальное образование

Выражение группового сознание в пространстве и времени

Интегративный этно-психологический признак

Авторы

А.Тойнби, Ж.Любье, Р.Мандру

Русские философы, О.Касьянова, А.И. Кравченко

Дж.Марголис

Г.В. Акопов, Т.В. Иванова

А.С.Баронин

Этимо

Логия

Специфика психической жизни

Система знаний, смыслов, система мотивов

Заданное способом жизни

Установки

Психический склад

Авторы

Г.М.Андреева

Г.М.Андреева

К.А.Абульханова-Славская

А.В.Петровский

В.С. Мухина