Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного кризиса России
Страница 46

Появление религиозных культов ученые связывают с процессом развития мышления и членораздельной речи в первобытном обществе. Исследователями подчеркивается компенсаторная функция религии, состоящая в том, что через комплекс религиозных переживаний, иногда катарсических, люди уравновешивали невзгоды жизни []. Религия еще играла и управляющую роль в обществе, задавая нормы жизнедеятельности людей, определяя их цели. На этом основании можно утверждать, что религиозное сознание сыграло определенную роль в развитии общественного сознания, объединяя людей, определяя ориентиры их жизни, предавая смыслы отдельным составляющим их деятельности и самое главное определяя нормы отношений между ними. М. Блок описал религиозный менталитет как «живые образы», проходящие в умах людей, «сменяемые порывами отвращения» [печатается по Д. Филд с. 10]. Фактически религиозные мифы, укрепившиеся на ранних этапах развития общества, выступали жизненными сценариями, которых придерживались отдельный человек, семьи, кланы, касты. У. Джеймс пришел к выводу, что религиозные обращения (перевод страдания в счастье) ведут молодежь к внутреннему духовному росту. М. Вебер характеризует религию как способ придания смысла социальному действию, придания ему «рационального» объяснения. Л.Н. Пушкарев полагает, что «религиозность – это состояние души человека, когда весь окружающий мир окрашивается бессознательной и бездумной верой в те или иные идеалы, стремление к которым и придает человеку силы и руководит им. Религиозность – это одна из составляющих менталитета» [(f)]. Мы предполагаем, что в определенные исторические периоды доминирование религиозной системы формирует различные виды религиозного менталитета, которые определяют системы значений, смыслов и ценностей коллективных субъектов.

Проповедуя покорность, религиозные культы формировали в людях толерантные и интолерантные установки в общении, компетентные стратегии общения. В этих сценариях определены были значения, принятые в то время, раскрывались жизненные смыслы, определяемые старейшинами, и прописывались законы, некоторые правила, нормы, которых человек должен был придерживаться. Нормы и правила выступали простейшими формами ценностей общества. В религиозном культе возникают «сопричастности». Сущность сопричастности заключается в том, что «субъект является и самим собой и существом, которому он сопричастен» (Л. Леви-Брюль). Эту форму религиозного сознания можно определить как первичную форму менталитета. Мифы религиозного сознание сохранилось и до наших дней. Л. Леви-Брюль считал, что «наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна: пра-логический и мистический элемент сосуществуют с логическим» []. В глубинах современного менталитета как анахронизм сохранены архетипы, которые выступают свернутой формой древних мифов народа в виде героев мифов их судеб. «Подробнее исследовав эти образы, мы обнаружили, что они являются сформированным итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков: это психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа» [Архетип и символ Юнг]. Предполагаем, что архетипы связаны с базовыми потребностями, с базовыми эмоциями, базовыми стереотипами восприятия, мышления и поведения, поэтому практически не подвергаются изменению по мере развития человечества.

Опираясь на многочисленные исследования (Р.А. Додонов, Р.З. Зулькарнаива, Г.В. Митина, В.Ф. Петренко, Н.С. Южалина) полагаем, что архетипы являются единицей психологической системы менталитета. То есть единицей системы менталитета являются бессознательные образы. Это гипотетическое положение подтверждают современные зарубежные исследования архетипических основ социальных организаций различной сложности (J. Campbell, M. Mark, C. Pearson). К. Пирсон выделяет 12 архетипов и соответствующую им мотивацию. Архетипы Заботливый, Правитель, Творец объединены мотивацией стабильности и контроля. Простодушный, Мудрец, Искатель – мотивация независимости и самореализации. Герой, Маг, Бунтарь – мотивация риска и мастерства. Славный малый, Шут, Любовник – мотивация принадлежности и обладания. [с. 36].