Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного кризиса России
Страница 45

5. В философии, культурологии, социологии и истории представлены различные модели развития культурных артефактов. Акценты ставятся на смене: материальных/духовных составляющих (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс), формационных/цивилиационных (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер), архаичных/традиционных/модернистических (Н.А. Хренов и К.Б. Соколов, В.М. Розин), прогрессивных/катастрофических (П.С. Гуревич), закономерных/случайных (А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко, В.С. Степина) и т.д. Но по большей части эти концепции основывались на стабильных элементах культуры. Современные концепции (А.П. Садохин, О.Н. Козлова, Л.Е. Бляхер) центрированы на динамических составляющих картины мира, типов личности, форм субъектности, социальных движений. Культура представляется как самоорганизующаяся система. Мир видится как хаос. Человек стоит перед выборами. Таким образом, большее внимание уделено изменяемым элементам культуры. При этом одним из ведущих механизмов изменения психологических явлений является механизм идентификации/отчуждения. Сегодня однако, для понимания и описания изменений многомерных образований, описания процесса трансформации менталитета в меняющемся мире недостаточно механизма идентификации/отчуждения (В.С.Мухина, Т.И.Комиссаренко, Л.Н.Антилогова, Е.П. Крупник). «Аксиома идентичности» невосприимчива к процессам развития (Я. Вальсинер). Более приемлемым в рассматриваемом контексте являются представления о механизме отчуждения. Отчуждение, отторжение в психологическом плане понимается как неприятие на эмоциональном уровне, не включение в образ мира на когнитивном уровне, потеря смысла, исключение ценностей, значений, смена установок жизненного мира человека. Перечисленные феномены трансформации системы менталитета их направленность во многом определяются ее надсистемами.

6. Менталитет развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Повторяемость в процессе культурного развития кажущаяся, в культурах все уникально, трудно установить закономерности развития (взаимосвязь типичного и единичного). В представлениях философов развитие общественного сознания связывалось с идеями о существовании независимой объективной реальности. Единственной возможностью изменения общественного сознания было преобразование действительности, которое отражалось в нем. Человек выступал отражателем действительности. Именно внешняя детерминация определяла развитие менталитета. Мир терял свою целостность, представлялась картина парциальной расчлененности. По мере зарождения менталитет развивается в лоне религиозного сознания. За тем достраивается в этническом сознании и переходит в формы социальности. По мере того как значения, смыслы и ценности, составляющие ядро менталитета и отраженные в его образе мира, становятся осознаваемыми коллективным субъектом, то менталитет становится культурным артефактом. Этот культурный артефакт входит в научный обиход ученых и становится достоянием отдельного человека, он идентифицируется с ним либо на основании религиозной принадлежности аутгруппе, либо на основе присвоенной этнической идентичности, либо на основе социальной принадлежности, либо совмещая и то и другое.

7. Надсистемы менталитета, пройдя путь своего формирования в форме идентичностей, ассимилируется Я-концепцией и таким образом, встраивается в психологическую систему менталитета человека в форме значений, смыслов и ценностей. В определенные периоды развития образа жизни, общественного устройства менталитет находит соответствующий образ мира, который актуализирует свое содержание, соответствующее наличному образу жизни. Благодаря этому актуализируются в процессе общения и деятельности значения, смыслы и ценности, которые востребованы в этот период. Это указывает на системную детерминацию развития менталитета.

1.2. Феноменология процесса трансформации менталитета

1.2.1. Религия, архетипы, менталитет

Менталитет как система, совмещающая в образе мира значения, смыслы и ценности человека и коллективного субъекта определенной культуры имеет глубинные истоки в религии народа. Религия как первичная форма мифологического осмысления окружающей действительности, когда мыслительное не отделено от эмоционального задала архаические значения, смыслы и ценности, которые сохранились и до наших дней (М. Блок, Н.А.Бердяев, Ф.М. Достоевский, И. Ильин, С.Л. Франк).