Менталитет выступает интегративным свойством человека, поскольку объединяет в себе различные стороны бытия человека – религиозную, этническую, социальную, культурную, историческую. А самое главное выступает результатом коллективного со-бытия людей, их совместного творческого миростроения. Необходимо заметить, что перечисленные определения не подчеркивают со-бытийность, заключенную в менталитете. Она подменяется различными процессами – «мировосприятия», «поведения» и т.д. А с другой стороны, в менталитете выделяют сложившиеся формы – «склад ума, способы поведения, образ мира, совокупность представлений». Но не эта сумма составляющих дает интеграцию системы менталитета. «Менталитет - это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом связями или отношениями веры» (Г. Бутуль «Ментальность»). Интегративность менталитета определяет его как систему. Систему, состоящую из сопричаностей, соединяющих пространства субъектов. «Менталитет потому и менталитет, – что он определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп» [А.П. Огурцов].
Большинство авторов подчеркивают перцептивно-когнитивную специфику менталитета, вытекающую из этимологии понятия «ментальность» – склад ума, образ мыслей, душевный склад. «Обобщение всех характеристик, отличающих ум» (Дж. Чаплин) [], «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума» («Большая энциклопедия Ларусса») [], «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов» (Ребер А.) []. Действительно, своеобразие видения мира под особым углом зрения, его интерпретация задаются именно определенными когнитивными схемами, сложенными у представителей социальных групп.
Описательные определения в основном конструируют определения, наполняя их как можно большим количеством компонентов, что затрудняет выделить основополагающий признак. В представленных понятиях можно выделить акцентирование различных сторон психологического явления: бессознательные, сознательные, нормативные, структурные, генетические, исторические, социальные и др. Для нас наиболее значимыми являются следующие основания менталитета: мифологические, этнические и социально-психологические, поскольку, мифологическое сознание определяет глубинные основания менталитета, этничность выражает природно-территориальные и культурные факторы, а социум ценностно-нормативную оснастку, которая проходит через эти факторы.
Наблюдается чрезмерная широта охвата понятия. Это обстоятельство порождает споры между учеными по вопросу – предметом какой науки является менталитет. В этой связи проведем сравнение подходов к менталитету с позиции различных наук (философии, психологии, социологии и культурологи) табл. 1.
Таблица 1
Сравнение подходов к менталитету в философии, социологии, культурологи и психологии
|
Науки Критерии |
Философия |
Социология |
Культурология |
Психология |
|
Объекты исследования |
Эпохи, человек |
Общества |
Культуры |
Человек, коллективный субъект |
|
Предмет исследования |
Склад ума, мировоззрение |
Общественное сознание |
Культурные артефакты |
Психологический склад, образ мира, образ жизни |
|
Методы исследования |
Диалектический анализ |
Опросы |
Анализ продуктов деятельности |
Диагностика, эксперимент, наблюдение |


