Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного кризиса России
Страница 2

5. Эмпирическое исследование феноменов трансформации южно-российского менталитета…………….

5.1. Методические основания исследования конструкта менталитета

5.2. Категории образа жизни поколений.

5.3. Параметры образа мира поколений.

5.4. Ценностно-смысловые основания образа жизни поколений.

5.5. Особенности взаимосвязи значений образа мира и ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений.

5. 6. Соотношение традиционного, переходного, инновационного и постинновационного менталитетов поколений.

5.7. Межпоколенная толерантность/интолерантность: основные показатели.

5.8. Рассогласование/согласование ценностно-смысловой организации менталитета субъектов Юга России.

6.1. Постановка экспериментальной задачи и программы исследования

6.2. Социальные установки субъектов Юга России

Общие выводы

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Изменяемый мир – это реальность, которая еще не стала для человечества действительностью, поскольку миллионы людей не могут принять его. Поэтому перед наукой стоят задачи выявления и описания феноменов изменчивости мира и создания программ преодоления трудностей переживаемых людьми. В этой связи особую актуальность приобретает проблема трансформации менталитетов групп населения. Менталитет – слабо изученное явление, которое до сих пор еще не определено в науке. Феноменология менталитета чрезвычайно расширена – от черт личности определенной культуры, до особенностей поведения социальных групп и мыслительных программ целых эпох. «Вся психология человека – это его менталитет». Такой абсурдный вывод напрашивается, когда просматриваешь описания менталитета. Таким образом, необходимо выявить критерии, ограничивающие феноменологическое поле менталитета. Но на сегодня наибольшее затруднение вызвала проблема изменчивости менталитета. Жизнь показывает, что менталитеты уже трансформируются в мире, а ученые не успевают ответить исследованиями на запрос общественности о возможностях его трансформаций. Основным противоречием проблемы трансформации менталитета выступает несоответствие между методологией классической науки и предметом исследования – процессы изменения менталитета. Методология науки классической рациональности ориентирует исследователей в большей мере на изучение статичных составляющих трансформации менталитета. Исследователями остаются неохваченными процессы и механизмы трансформации менталитета в ситуации социокультурного кризиса. Следовательно, в теоретическом плане необходимо определиться с новыми методологическими позициями в рассматриваемом вопросе, что позволит выявить общие закономерности процесса трансформации менталитета, учитывая его региональное своеобразие. По всей видимости, это возможно будет осуществить с позиций системного подхода в рамках синергетики, полагаясь на основные принципы теории психологических систем В.Е. Клочко. Поскольку в рамках синергетики разрабатываются проблемы изменений сложных, самоорганизующихся систем. Изменение понимается как переход от равновесных к неравновесным состояниям системы, приводящим к порождению новообразований, развивающих и поддерживающих ее целостность. Тем более, психологическая система понимается В.Е. Клочко как система взаимодействия человека и мира. Сам человек выступает психологической системой, порождающей сложные качества, к которым мы относим менталитет. В эмпирическом плане большую трудность составляет отсутствие методического инструментария изучения менталитета и способа определения параметров процесса изменения менталитета.

Актуальность темы и слабая ее разработанность определили цель нашего исследования: изучить закономерности трансформации южно-российского менталитета в ситуации социокультурного кризиса. При этом предметом исследования определили: процессы трансформации системы менталитета как формы ее самоорганизации. Объектом исследования выступила совмещенная система менталитета.