Коммуникативный статус лексических единиц, выражающих состояние человека в русском и английском языках
Страница 1

оглавление:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1. Эмоции и оценкА

1.1. Психологический и лексический аспекты эмоциональности . . . . . 9

1.2. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность . . . . . 25

1.3. Экспрессивная лексика разговорного употребления . . . . . . . . 33 . . . . . . . . . . 3

глава 2. Коммуникативный статус лексических единиц,

выражающих состояние человека в русском

и английском языках

2.1. Репрезентация состояния страха в русском и английском языках . . . . 44

2.2. Вербализация концепта «стыд» в русском и английском языках . . . . 53

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

ВВЕДЕНИЕ

Данная дипломная работа посвящена изучению слов, выражающих состояния человека в русском и английском языках. В работе представлены определения коммуникации, лексических единиц, психологических состояний (и их классификация), непосредственно концептов «страх» и «стыд» (с примерами в русском и английском языках). Также затрагивается национально-культурная специфичность выражения эмоций.

Для изучения отобраны два наиболее ярких, на наш взгляд, вида эмоциональных состояний человека – страх и стыд. Изучаются языковые средства выражения страха и стыда, выявленные в толковых словарях, словарях синонимов и словарях сочетаемости, а также примеры их использования в речи (всего более 150 единиц).

Актуальность исследования. Проблема человеческого начала в языке, человеческого фактора, языковой личности является одной из центральных в современном языкознании. Она определила значимость изучения языка одновременно в нескольких направлениях: семантическом, синтаксическом, прагматическом. Только взаимодействие и взаимообогащение гуманитарных отраслей знаний позволяет получить наиболее глубокие сведения о личности человека.

Сегодня достаточно активное сближение лингвистики с такими науками, как философия, психология, психиатрия, культурная антропология, привело к появлению новой синтетической научной дисциплины — когнитивной лингвистики (Кубрякова и другие). Новая наука вооружила лингвистов необходимыми понятиями, категориями для изучения речевого поведения индивида через, постижение глубинной сути структуры его души, которая составляет его центр и исток. Одним словом, сегодня лингвисты принимают за аксиому тезис М. Маковского, что «Я» человека - это уходящее в глубины психики «ядро личности», организующее собой всю его внешнюю деятельность (цит. по: Берестнев, 1967, с.60).

Однако, исследуя выразительные возможности языка, языковое выражение психологического состояния коммуникантов, лингвисты оставляют вне поля зрения неязыковую организацию общения. Не являясь языковой категорией, она изучается психологами, социологами, антропологами. Лингвисты же ограничиваются признанием за ней существенной, но вспомогательной роли при передаче эмоциональной информации. Вместе с тем именно выразительное поведение человека «является формой объективации психического мира личности» и «одним из надежных путей ее познания» (Лабунская, 1989, с.23). С помощью «позы тела, экспрессии лица, их внешней выраженности» мы проникаем «внутрь» человека, так как в общении, «в диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово .».

Вне всякого сомнения, внутренний мир человека отражается в его поведении и мимике. Но осмыслить и интегрировать этот мир можно только в том случае, если его выразить словами, то есть декодировать невербальное речевое поведение. Поэтому экспрессивные слова заслуживают изучения в разных аспектах, на разном языковом материале.

Однако до настоящего времени не определено ни поле эмоций, ни их классификация, ни механизм их включения в речь. Отсутствуют лингвистическая и психологическая теория эмоциональной стороны речи, хотя на многочисленных мелких исследованиях уже убедительно доказана роль эмоций как аргумента воздействия, особенно в учебно-воспитательных и пропагандистских целях. Мы убеждены, что без этого не может быть полным никакое исследование, выполняемое в русле коммуникативной лингвистики, так как эмоции - это неотъемлемая часть человека и его речевой деятельности. Это одна из его важнейших характеристик, ибо через языковое выражение эмоций познается и сам человек как языковая личность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30