Важно при этом не потерять индивидуальность и непосредственность каждого ребенка, помочь ему самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни.
2. Социальная защита среды формирования и развития ребенка.
В рамках данного направления внимание педагога-психолога должно быть сосредоточено на среде обитания человека и на тех ее элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития в самом широком диапазоне -от экологических элементов среды до социальных, экономических и нравственных проблем.
48
Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка:
а) формирование самой среды обитания человека;
б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности.
В реализации данного направления очень важно сотрудничество педагога-психолога с семьей ребенка и другими институтами воспитания.
3. Защита прав учащихся.
Это очень важное направление работы по непосредственной социальной защите ребенка. Оно нацелено на правовое обеспечение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.
4. Целевая социальная защита.
Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагога-психолога, направленная на защиту детей, оказывающихся в особо трудном положении, а также социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.
Непосредственная социальная защита школьника - это компонент деятельности педагога-психолога, реализуя который, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые могут перед ним встать.
Вторым компонентом реализации функции социальной защиты ребенка в деятельности педагога-психолога является подготовка школьников к социальной самозащите.
По своему содержанию социальная самозащита - сложное понятие, определяемое как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, противодействуя негативным воздействиям социальной среды.
Самозащита личности - понятие комплексное. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно взаимосвязаны друг с другом: юридическая, физическая, материальная, физиологическая, психологическая и социальная.
Человек может уметь хорошо защитить себя в различных жизненных ситуациях, используя при этом безнравственные способы самозащиты. Поэтому формировать способность
49
социальной самозащиты надо одновременно с воспитанием таких качеств личности, как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим людям.
Организуя работу по подготовке детей к социальной самозащите, необходимо учитывать, что формирование таких умений и навыков осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором находится школьник, через процесс его включения в различные виды социальной деятельности; но на более эффективное формирование способности социальной самозащиты влияет целенаправленная подготовка через специально организуемую деятельность учащихся в русле трех основных элементов подготовки.
Психологическая подготовка к социальной самозащите соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником умений социальной самозащиты как неотъемлемой части жизни современного человека.
Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и реакциях, знаний об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности.
Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой - гибкого реагирования на различные социальные воздействия; формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач; выработке уверенности в своих возможностях, потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений.


