Введение в психолого- педагогическую деятельность
Страница 57

Выделяются три пути адаптации молодого педагога-психолога:

1. Простое и беспрекословное принятие системы традиций и правил.

2. Целенаправленное изучение и последующее принятие школьного образа жизни для того, чтобы сразу показать коллегам и ученикам свое умение приспосабливаться к обстоятельствам, не меняя при этом своих взглядов на процесс обучения.

3. Стойкое неприятие системы правил (эта стратегия возможна лишь при достаточно высоком уровне независимости педагога-психолога и терпимости окружающих).

По каким же признакам можно определить, что начинающий преподаватель начал устойчивый процесс накопления педагогического мастерства и что процесс первичной адаптации завершен?

Такими признаками являются:

1. Ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя.

2. Ощущение правильности выбора профессии.

3. Понимание своего предмета и умение преподнести его на понятном для детей уровне.

4. Выработка особого подхода к каждому классу.

5. Умение дать правильную и своевременную самооценку.

В целом, это выражается в ощущении себя частью большой и сложной семьи, понимании и принятии ее традиций и культуры.

Формирование устойчивого интереса к работе и своего стиля происходит на первой профессиональной фазе. Именно педагоги-психологи 25-40-летнего возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящими. Переход к фазе переориентации в профессии обычно связан с так называемым «кризисом середины жизни». В этом возрасте появля-118

ются желание и потребность передавать свой опыт молодым (так нелюбимое подростками желание «учить жизни»), материнские нотки в общении, большая независимость от обстоятельств и мнения других людей. Если учитель или психолог не останавливался в своем развитии, у него открывается «второе дыхание» в работе, прилив творчества. Если же профессиональное развитие было остановлено, педагог как бы «застывает», начинает использовать знания и методы работы, не соотнося их с изменяющейся ситуацией, превращается в демагога. На последней фазе человек не работает, а «дорабатывает», что проявляется даже в его речи. Он не в состоянии усвоить принципиально новые знания, но зато обычную работу выполняет кропотливо и полно.

6.4. Индивидуальный стиль деятельности и его формирование

Путь к мастерству лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Каждый специалист проходит этот путь, опираясь на свои индивидуальные особенности. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности», - писал знаменитый психолог Б.М. Теп лов. В данном случае речь идет об индивидуальном стиле работы. Что же это такое?

Обобщенной характеристикой индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его работе, является индивидуальный стиль деятельности. Если мы хотим выявить индивидуальный стиль (ИС) работы педагога или психолога, то прежде всего необходимо изучить индивидуальную структуру личности. Современная психология уделяет много внимания изучению отдельных подструктур личности, которые определяют индивидуальность человека. Чаще всего выделяют две категории черт: биологически обусловленные, т. е. те, с которыми человек рождается и которые прослеживаются на протяжении всей его жизни, и социально обусловленные, т. е. те, которые он приобретает в процессе своего социального развития (общения, деятельности).

К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:

1. Подструктуру направленности, включающую в себя те идеалы и ценности, сквозь призму которых учитель подходит

119

к своей работе и детям, отношения и моральные черты личности. Педагогу важно осознавать идеалы и ценности, которые лежат в основе его работы, и уметь опираться на них в общении с учащимися. О людях, осознанно использующих идеалы и ценности в жизни и работе, говорят: «целостная личность, сильный человек». В развитии и воспитании детей эти особенности выходят на первое место. Данная подструктура не включает в себя, по мнению автора, непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88