Введение в психолого- педагогическую деятельность
Страница 73

Творчество - деятельность, связанная с созиданием, преобразованием, достижением нового результата, иного решения задачи. Механизм Т.: систематизация знаний; осознание противоречия; определение путей решения проблемы; выдвижение гипотезы; отбор гипотез; разрешение проблемы.

Темперамент - преимущественно природно обусловленные, динамические особенности поведения и психической деятельности личности, проявляющиеся в способах, а не в эффективности действий. Т. лучше всего обнаруживается в экстремальных ситуациях.

Тест - объективная и стандартизованная процедура испытаний, ко-торьм подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста.

149

Тренинг - один из активных методов социально-психологического обучения. Строится на групповом взаимодействии, преследует цели развития отдельных сторон личности.

Убеждение - разностороннее воздействие на разум, волю и чувства че- | ловека с целью формирования у него желаемых качеств.

Умение - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Урок - форма организации педагогического процесса, при которой пе- j дагог в точно установленное время руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся.

Учебный план - нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения с указанием количе- I ства часов, отводимых на изучение каждого предмета, занятости школь- I ников в неделю.

Функции образования - трансляция и распределение культуры в обществе; формирование установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов; образовательно-социальная селекция (возможность осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие образования на социальный процесс изменений.

Характер - система устойчивых психических свойств личности, скла- ] дывающаяся в деятельности и общении, которая определяет ее индивидуальность и проявляется в типичных для данного человека способах поведения или деятельности в социально-типичных ситуациях, в отношениях личности к определенным сторонам действительности: миру, другим людям, себе, деятельности.

Чувства - устойчивые свойства личности, отражающие обобщенное отношение в форме переживаний, имеющие предметный характер и всегда направленные на какой-то объект.

Цель - идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности; вероятностное представление о результате (не всегда совпадает с результатом). Педагогическая Ц. - прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения личностей учащихся). Выделяют различные виды Ц.: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

Эксперимент - метод сбора научных фактов или фактов поведения I и реагирования личности в специально созданных условиях при актив- I ном воздействии экспериментатора на ситуацию исследования и измере- j нйе соответствующего отклика испытуемого. Любой Э. включает констатирующий этап, в процессе которого измеряются исходные данные ) о качествах испытуемого или группы. Констатирующий Э. проводится | в начале и в конце исследования.

Экстернат - система сдачи экзаменов при учебных заведениях лица- J ми, не обучающимися в них.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пере-ч живания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное и

150

отношением их объективных свойств к потребностям субъекта, возникающее в данный момент и носящее ситуативный характер.

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Я-концепция - организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного Я. Выделяют пять функций данного явления: определение собственной идентичности; собственных интересов, симпатий и антипатий; своих целей и продвижения к успеху; системы отношения, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88