2. Работа с классом и поддержание дисциплины в классе. Педагог-психолог, как и любой учитель, проводит занятия в разных классах.
Исследования показывают, что множество начинающих учителей не умеют работать с классом, т. е. не могут организовать урок так, чтобы каждый из учеников выполнял свое задание, и не в состоянии поддерживать в классе рабочую обстановку. У молодых педагогов возникают проблемы с дисциплиной во время занятий. Учителя, кроме того, не знают, как поступить с теми, кто мешает им и пытается сорвать урок. Работа с классом - едва ли не самая сложная часть процесса обучения, поскольку в этой ситуации педагог оказывается один на один с двадцатью и более учениками и должен найти занятие для каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями. Эта деятельность должна находиться в строгом согласовании с учебным планом и иметь результатом усвоение материала. Для выполнения этой задачи необходимы следующие умения:
• работать в нескольких направлениях: на уроке учитель занимается преподаванием, проверкой, помогает, наблюдает за дисциплиной и др.;
• осуществлять несколько действий одновременно;
• быстро реагировать на действия и слова учащихся (в частности, нарушителей дисциплины);
• импровизировать - многое на уроке происходит неожиданно, и учитель должен немедленно заставить любые обстоятельства работать в пользу процесса обучения;
116
• работать на публику - действия начинающего педагога всегда обсуждаются в преподавательских и ученических кругах;
• знать и использовать в своих целях особенности и традиции класса.
3. Работа с одаренными и отстающими детьми.
Эти две трудности можно объединить, поскольку они связаны с проблемой индивидуализации обучения. Молодые педагоги-психологи должны подобрать особые приемы обучения для каждого учащегося. Зачастую бывает так, что в первые месяцы работы начинающие не видят каждого ребенка в отдельности. Ситуацию, в которую попадает новичок, можно назвать труд-ноконтролируемой. Для тех начинающих, кто одновременно работает в нескольких классах, еще труднее сохранять спокойствие и адекватно реагировать на события в классе. Тем не менее, выделение групп учеников в зависимости от успеваемости и индивидуализация работы с ними (например, путем индивидуальных письменных и домашних заданий) поможет молодому педагогу быстрее завоевать авторитет у учеников, повысить их заинтересованность и самостоятельность в обучении.
4. Развитие педагога-психолога как личности в процессе работы и его адаптация в школьном окружении.
Часто молодые специалисты воспринимают себя в роли учителя с недоверием и даже со страхом, поскольку многие из них находятся на пути к зрелости и для них учительская профессия связана именно с ее достижением. Им приходится учиться воспринимать себя в новой роли не ученика или студента, а педагога и, следовательно, учиться развивать нужные для этой роли профессиональные и личностные качества.
Молодого педагога-психолога ожидают:
• новые обязанности (с самого первого дня он несет ту же ответственность, как и специалисты со стажем);
• специфическая школьная среда (особые обычаи и неписаные законы, которые новичку не объясняются);
• ожидания, возложенные администрацией школы и коллегами (иногда начинающие и сами точно не знают, чего именно от них ждут);
• совмещение роли педагога и ученика (являясь учителем, он должен одновременно войти в роль ученика и прислушиваться к советам более опытных коллег).
Очень часто начинающие испытывают шок от столкновения с реальностью. Облегчить вхождение в профессию может
117
собственная активная позиция педагога-психолога. Чем быстрее он установит контакт и найдет общий язык с другими учителями, активнее будет участвовать в делах школы, тем быстрее сформирует широкий набор своих профессиональных действий, творчески будет его использовать и более позитивно относиться к своей деятельности. На первых порах могут помочь специальные программы работы с молодыми учителями, существующие в школе, и система традиций школы (профессиональные школьные праздники, например «Молодой учитель», «Начало учебного года», «Окончание года» и т. д.).


