Введение в психолого- педагогическую деятельность
Страница 55

В значительно большем объеме, чем студенты других специальностей, будущие педагоги-психологи изучают педагогику. На освоение таких курсов, как «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами», и упомянутых выше курсов основ и истории педагогики отводится более 400 аудиторных часов.

На последних курсах обучения больше внимания уделяется специализации, т. е. углубленному изучению какого-то направления профессиональной деятельности. В это же время студенты занимаются в практикумах, которые дают возможность овладеть наиболее сложными профессиональными умениями (тестированием, консультированием, диагностикой). На каждом году обучения студент проходит определенный вид практики.

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога

Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие сильные стороны личности следует опираться в работе в тот или иной период времени, какие качества необходимо развивать, что нужно делать, чтобы избежать перегрузок, в том числе и нервных, в работе.

Процесс профессионального развития представителей различных профессий, в том числе и педагога-психолога, - это специаль-

114

ная область изучения в педагогике и психологии, что связано с большой теоретической и, главное, практической значимостью данного вопроса. Голландский исследователь Дж.Х. Вонк выделил следующие фазы профессионального развития педагога:

• предпрофессиональная фаза (период первоначального обучения в вузе или колледже);

• предварительная фаза (первый год работы);

• фаза вхождения в профессию (второй - пятый год работы);

• первая профессиональная фаза (продолжается обычно до достижения учителем 40-летнего возраста);

• фаза переориентации в профессии (кризис середины жизни и последующие за ним годы);

• фаза инерции (начинается обычно за три года до ухода на пенсию).

На предпрофессиональной фазе молодой педагог получает теоретические знания и частично приобретает опыт работы (в ходе учебных практик). Для нормального профессионального развития одинаково важны общекультурные знания (философия, естествознание, культурология и др.), общие теоретические знания в области психологии и педагогики, методические знания и навыки. Только в этом случае студент сформируется как всесторонне развитый и профессионально грамотный специалист.

Как показывает опыт, наибольшие трудности в работе, в поиске своего «Я» учителя и психологи испытывают на второй и третьей фазах. На предварительной фазе вырабатывается собственный стиль в работе, система действий, которая потом будет пополняться в процессе профессионального развития. Вторая фаза очень важна и для самих начинающих педагогов, и для школы, так как позволяет избежать ненужных конфликтов и неудовлетворительной работы в будущем. Успешное начало влияет на способности учителя и желание работать.

Существует десять основных проблемных областей, с которыми сталкиваются молодые педагоги:

• содержание преподаваемого предмета;

• дисциплина в классе;

• мотивация учеников (их индивидуальная направленность);

• оценка работы учащихся;

• работа с родителями;

• работа с классом;

• работа с одаренными детьми;

115

• работа с отстающими;

• развитие учителя как личности в процессе работы;

• адаптация в школьном окружении.

Остановимся подробнее на некоторых из этих трудностей.

1. Содержание преподаваемого предмета.

Начав работать, молодые педагоги-психологи очень скоро понимают, что не могут сразу приспособить имеющиеся у них академические знания к школьному уровню. Исследования показывают, что очень большое количество времени в течение первых двух лет работы тратится на переориентацию на школьный уровень. Этот процесс облегчается в том случае, если специалист обладает глубокими знаниями по своему предмету, имеет общий широкий кругозор, стремится найти индивидуальный подход к каждому ученику, использует игровые ситуации, опыты, современные методы преподавания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88