Среди современных работ в области возрастной и педагогической психологии особенно выделяются подходы Б.Д. Эльконина и В.В. Давыдова, разработавших теорию развивающего обучения. В области психологии деятельности широко известны
107
труды В.Д. Шадрикова и В.Н. Дружинина. Р.С. Немов - автор ряда учебников, учебных пособий и практических руководств по психологии.
В настоящее время издается большое количество литературы по психологии, в том числе переводной. Среди переведенных в России зарубежных изданий полезными в учебе и будущей работе могут быть, наряду с работами классиков психологии, учебники - например, Д. Майерса «Социальная психология», Г. Крейда «Психология развития» и ряд других.
Большим разделом педагогической литературы являются методические издания. Их задача - помочь преподавателю в подготовке и проведении уроков, во внеклассной работе. Упрощенно можно сказать, что методика - это педагогика преподавания определенного предмета.
Педагогическая публицистика появилась с возникновением журналов и газет. Уже в XIX в. в разных странах стали выхо- j дить специальные периодические педагогические издания. А. Дистервег выпускал в Германии журнал «Рейнские листки | для воспитания и образования». В России выходил «Журнал Министерства народного просвещения», который одно время редактировал К.Д. Ушинский. Именно в журналах вышли его про- < граммные статьи « О пользе педагогической литературы », « О на- ' родности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении». Студен- | там целесообразно ознакомиться с ними. Кстати, в России есть хорошая традиция - печатать педагогические материалы в самых разных, казалось бы, совсем не профильных изданиях. Так, знаменитая статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» была впервые опубликована в военно-морском журнале.
В настоящее время в России издается около 30 педагогических журналов. Условно их можно разделить на несколько групп: академические, рассматривающие преимущественно j теоретические вопросы («Педагогика», «Вопросы психологии»), издания официальных учреждений, прежде всего Министерства образования («Народное образование», «Вестник образования», «Вестник высшей школы» и т. д.), методические издания, ориентированные на оказание помощи учителям-предметникам («Химия в школе», «Математика в школе», «Физкультура в школе»). В этой группе выделяется журнал, который следует читать всем студентам: это «Воспитание школьников». Он предназначен классным руководителям.
108
Очень полезен каждому журнал «Семья и школа», имеющий более чем столетнюю историю. Его название говорит за себя, это издание освещает прежде всего проблемы семейного воспитания.
В последние годы появился ряд журналов, издаваемых общественными организациями: «Педагогический факультет общества "Знание"», «Классный руководитель», «Культура», «Народное образование», «Педсовет», «Российское образование» и т. п. Из международных изданий следует отметить «Курьер ЮНЕСКО».
Кроме журналов издается ряд педагогических газет: «Учительская газета», «Первое сентября», «Педагогический вестник», «Педагогическийкалейдоскоп», «Открытыйурок», «Психологическая газета».
Среди педагогической литературы для нас интересно выделить книги, посвященные труду учителя. Их можно подразделить на научные и художественные. В первой группе отметим «Книгу об учителе» Ф.Н. Гоноболина, «Как вести за собой» А.И. Лутошкина, «Учительское ученичество» К.Г. Митрофанова, «Очерки психологии труда учителя» Н.В. Кузьминой, «Педагогика рефлексии» Б.З. Вульфова и В.Н. Харькина, «Учитель: мастерство и вдохновение» А.В. Мудрика. Много писал об учителе Л.Ф. Спирин, издавший недавно профессиограмму преподавателя.
В последние годы выпли такие полезные для педагога книги, как «Открыть человека» Ю.Н. Честника, «Учимся управлять собой и детьми» В.И. Лещинского и СВ. Кульневича, «Эффективный учитель: практические рекомендации психологов для педагогов» А.А. Крупенина и И.М. Крохиной.


