Введение в психолого- педагогическую деятельность
Страница 58

2. Подструктуру опыта, включающую знания, умения и привычки, приобретенные личностью. Действительно, знания, которые накапливает в течение жизни специалист, привычки, которые у него формируются, формы и методы, которые он использует в работе, являются непосредственным отражением особенностей его личности. Немалую роль при этом играют биологически обусловленные темперамент и черты характера.

3. Подструктуру форм отражения, представляющую собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, особенностей мышления и способностей. Она формируется путем упражнения и связана с биологически обусловленными особенностями. Для формирования индивидуального стиля работы педагогам и психологам следует обратить особое внимание на изучение своих способностей. Успешность работы во многом зависит от наличия целого ряда способностей:

• коммуникативных - общительности, взаимодействия с детьми в классе, доброжелательности и расположенности в общении;

• организаторских - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, способности к волевому действию и убеждению, владению собой;

• творческих - чувства новизны, критичности мышления, способности преобразовывать структуру объекта, направленности на творчество, интереса к педагогическому творчеству, стремления к лидерству и к получению высокой оценки со стороны как учащихся, так и коллег;

• гностических, дающих педагогам и психологам возможность приобретать знания и умения, в том числе и на основе анализа собственного опыта;

120

• конструктивных, позволяющих выработать стратегическую линию в работе с классом, решать повседневные задачи с учетом общих целей, устанавливать необходимые взаимосвязи с задачами воспитания и уровнем развития ребенка.

4. Биологически обусловленную подструктуру, включающую в себя типологические свойства личности, важнейшим из которых является темперамент, половые и возрастные особенности, которые в основном обусловлены природными свойствами человека.

Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля, можно представить в виде иерархической пирамиды.

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека больше, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действия педагога импульсивно будут отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней: вспомнит, как действовал в аналогичных случаях в прошлом, перепроверит свои действия, будет использовать накопленные знания и опыт, анализировать ситуацию, исходить из направленности и т. д. Так обычно происходит у педагогов, не достигших высокого уровня профессионального развития.

121

Опытные и профессионально грамотные учителя и психологи, знающие и использующие особенности индивидуального стиля, не находятся в столь полной зависимости от особенностей своего темперамента. Например, они могут проанализировать возможный исход события задолго до его возникновения или спрогнозировать направления развития какой-либо ситуации. В результате их реакции становятся менее спонтанными и они больше опираются в работе на высшие подструктуры.

Понимание своих особенностей дает опытным педагогам возможность компенсировать нежелательные личностные особенности за счет использования других свойств личности. Например, учитель или психолог знает, что он - натура увлекающаяся и стремится все дела выполнять сам. Эти качества мешают ему формировать у детей самостоятельность и ответственность. Зная за собой такую особенность, он может скомпенсировать ее за счет развития конструктивных и организаторских способностей, развития коллективистской и воспитательной направленности.

Следует отметить, что природные и сформированные в течение жизни свойства личности образуют сложные динамические структуры. Именно благодаря им человек может регулировать свое поведение и не находиться в полной зависимости от биологически обусловленных особенностей. Также благодаря им каждый человек обладает глубоко инди- j видуальной личностной структурой, что проявляется в его поведении и работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88