Введение в психолого- педагогическую деятельность
Страница 24

Существуют различные психолого-педагогические средства, позволяющие педагогу-психологу реализовать данную ° функцию. Таковыми могут быть: лекции, позволяющие учащимся овладеть теоретическими знаниями, касающимися вопросов современного состояния общества, положения в нем человека, особенностей человеческой личности и возможностей формирования своей личности; социально-психологический тренинг, ориентирующий учащихся на положительное восприятие и оценивание способности самозащиты; занятия-практикумы, в ходе которых школьники будут реализо-

50

вывать свои личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции; уроки-решения педагогических ситуаций, способствующие формированию запаса разнообразных решений проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на различные социальные воздействия.

Важным педагогическим средством, используемым в работе педагога-психолога для формирования подготовленности школьников к социальной самозащите, являются педагогические игры. Для учащихся игры - сфера реализации себя как человека и как личности. Они позволяют, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, а с другой - приобрести опыт устойчивого и гибкого реагирования в ситуациях различной трудности, раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы и моделировать их решение. С помощью игр можно ввести учеников в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Для развития нравственности личности, способности человека защитить себя не только в различных социальных ситуациях, но и нравственно можно использовать сочинения-размышления по прочитанным произведениям, дискуссии и диспуты.

Два взаимосвязанных компонента: система работы педагога-психолога по социальной защите своих воспитанников и деятельность, связанная с их подготовкой к самозащите, -обеспечивают каждому конкретному школьнику социальную защищенность.

3.4. Основные методы работы педагога-психолога

В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп), в педагогике - это дидактические и воспитательные методы и подходы. Каждый метод объединяет множество, иногда сотни и даже тысячи, методик, методических приемов и техник.

51

Из всего многообразия методик и техник каждый специалист формирует свой «арсенал» или методическую копилку. Чем же он при этом руководствуется? Прежде всего методологической позицией педагога-психолога, т. е. системой принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня:

1) общеметодологический, или общефилософский;

2) методологию отрасли знания;

3) конкретно-методологический, или уровень конкретных

теоретических подходов.

Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе, т. е. материалистической диалектикой, ее принципами и законами.

В педагогике в настоящее время наиболее распространены два подхода: субъектно-объектный, характерный для авторитарной педагогики, и субъектно-субъектный, присущий современной гуманистической педагогике. В субъектно-объект-ном подходе ребенок рассматривается как объект образовательной и воспитательной деятельности. Ребенок для учителя - своего рода «чистая доска», на которую необходимо «записать» знания, моральные нормы, правила поведения и т. д. При этом ученик не воспринимается как индивидуальность, методы работы со всеми детьми одинаковы и результаты также должны быть получены одинаковыми. В субъект-но-субъектном подходе ребенок выступает как индивидуальность и равноправный, активный член образовательного

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88