Ответы на вопросы теста позволяют определить, на какой ступеньке лесенки находится испытуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или эпизодическое поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес, или достигается вершина: профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами мастерства труда учителя.
Для обработки теста используется следующий ключ:
Б+З+О = профессиональная потребность,
Д+Л+С = функциональный интерес,
А+Ж+Н = развивающаяся любознательность,
Г+К+Р = показная заинтересованность,
Е+М+Т = эпизодическое любопытство,
В+И+П = равнодушное отношение.
Ответ «всегда» оценивается баллом 5; ответ «часто» - баллом 4; ответ «не очень часто» - баллом 3; ответ «редко» - баллом 2; ответ «никогда» -баллом 1.
18S
Приложение 7
Карта профессионального развития студента
Отметьте, пожалуйста, по каким из ниже перечисленных разделов вы считаете необходимым продолжить свое профессиональное развитие.
|
Разделы |
Крайне необход. |
Скорее необход. |
Скорее нет необход. |
Нет необход. |
|
Способы убеждения и внушения | ||||
|
Умение слушать и понимать собеседника | ||||
|
Умение расположить к себе учеников | ||||
|
Техника речи: техника дыхания и голос | ||||
|
Выразительность речи | ||||
|
Актерское и режиссерское мастерство | ||||
|
Навыки невербального общения | ||||
|
Развитие внимания и наблюдательности | ||||
|
Методика проведения индивидуальной беседы | ||||
|
Методика организации работы с родителями | ||||
|
Управление своим состоянием |
Приложение 8
Схема анализа индивидуального стиля деятельности учителя-предметника1
1. Содержательные характеристики:
• преимущественная ориентация учителя на процесс или на результат работы,
• адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательною процесса,
• оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности,
• рефлексивность-интуитивность деятельности (учитываются ориентировочные, исполнительские и контрольные компоненты деятельности).
2. Динамические характеристики:
• гибкость (учитель быстро реагирует на изменения ситуации, переключается с одного вида работы на другой, может изменить первоначальный
Маркова А.К., Никонова А.Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя / Вопросы психологии. 1987. №5.
166
план урока) или традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее установленного плана урока),
• импульсивность (импровизационность) или осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат),
• устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации на уроке (учитель ориентирован не на ситуацию, а на свои цели) или неустойчивость (поведение учителя зависит от ситуации, складывающейся па уроке, настроения и подготовленности класса или отдельных учащихся),
• стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) или нестабильное эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, ситуативен в оценке деятельности и свойств личности учеников),


