- работает с «целым классом»;
- крайне редко делает различия между учениками;
- демонстрирует отсутствие интереса к индивидуальным различиям между людьми;
, - при планировании работы не учитывает потребности учеников и их различные стили обучения.
Подобные «списки» можно разработать для всех характеристик работы педагога-психолога. В случае их использования педагоги определяют, на каком уровне развития они находятся, и намечают пути профессионального совершенствования.
Приобретение и использование навыков саморегуляции - третий главный фактор профессионального роста педаго-
130
га-психолога. Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.), периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.
«Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Схематично это можно выразить следующим образом.
Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. Признанный авторитет в области изучения стрессов Ганс Селье считает, что стрессы - неотъемлемая сторона нашей жизни. Люди не должны избегать их, более того, можно использовать стрессы и наслаждаться ими, если выработать соответствующую философию жизни. По определению Г. Селье, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происхо-
131
дящим в нем и вокруг него изменениям. Чувство голода I и жажды, радость и печаль, помимо специфических реакций ' (изменений обмена веществ, теплообмена, мышечных реак- | ций, гормонального обмена и др.), всегда сопровождаются ] общей, неспецифической для всех изменений реакцией - I адаптацией организма к возникшим трудностям.
Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему же принято считать, что стресс - это плохо? Не много найдется людей, желающих вести жизнь тепличного растения. От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нерв-ных перегрузок. Чем больших целей достигает человек, тем выше степень удовольствия и счастья, которые он испытывает. Недаром уже цитированный нами Г. Селье пишет, что «стресс -это аромат и вкус жизни».
Все дело в «пороге». Порогом в психологии называют величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие управлять стрессом, не дающие ему выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.
Уровень «порога» определяют три основных группы факторов:
1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.
2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, I общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное j и экономическое положение человека и общества в целом и т. д. ;
3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (на- \ пример, крупные ссоры и конфликты, экзаменационная сес- ) сия требуют адаптации до 2-4 месяцев; переезд на новое место I жительства или смена места работы - до 1 года; изменение се-мейного статуса - до 2 лет и т. д.). В случае, когда несколько I таких событий совершаются за короткий промежуток време- i ни, способность человека к адаптации в других ситуациях по- 1 нижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.


